Полный вариант статьи для информационно-аналитического бюллетеня "Конкурсные торги" за январь-февраль 2000 г. Рассматриваются возможные подходы к проведению работ по автоматизации различных процессов подготовки и проведения конкурсов, а также целесообразность их применения.
Программное обеспечение конкурсных закупок продукции для государственных нужд
Статья опубликована в информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги"
за январь-февраль 2000 года, стр. 7-11.
По мере накопления опыта организации и проведения конкурсных закупок продукции для госнужд каждый организатор конкурсов рано или поздно приходит к осознанию необходимости внедрения хотя бы минимальных средств автоматизации собственной деятельности. Поскольку функции организаторов конкурсов с технологической точки зрения сводятся к получению, обработке и выдаче информации, в качестве средств автоматизации далее будем рассматривать только вычислительные аппаратно-программные средства (проще - компьютеры). При этом, естественно, мы не будем упоминать те минимальные средства, которые уже используются всеми организаторами, применяющими компьютер в качестве печатной машинки с памятью.
Проблема выбора аппаратных средств (в том числе средств связи), а также технологического программного обеспечения (в том числе операционных систем и средств создания пользовательских программ) в данном случае представляется второстепенной и далее также не рассматривается. Сконцентрируемся на прикладном программном обеспечении (ПО), предназначенном для автоматизации части функций, выполняемых организаторами конкурсов в процессе их подготовки и проведения.
Из чего следует исходить организатору конкурсов при выборе путей автоматизации собственной деятельности? Попробуем разобраться. Данная проблема не может быть решена без четкого осознания того, какие функции должны выполнять указанные средства автоматизации и какие затраты ресурсов для этого потребуются. Рассмотрим возможные подходы к проведению работ по автоматизации, а также целесообразность их применения при автоматизации различных процессов подготовки и проведения конкурсов различными организаторами.
Универсальность
Прикладное программное обеспечение традиционно делят на универсальное (методоориентированное) и специальное (проблемно-ориентированное). Специальное ПО предназначено для решения прикладных задач конкретного вида в конкретной предметной области. Примерами таких программ являются правовые и адресные информационно-поисковые системы, программы помощи в заполнении деклараций или в составлении договоров. Универсальное ПО обычно ориентировано на выполнение определенных универсальных функций или на применение определенных универсальных методов в различных предметных областях (например, текстовые редакторы, электронные таблицы и т.п.).
В качестве специального ПО для проведения конкурсов можно представить себе программу, в интерфейсе которой есть только три кнопки: "Подготовить все виды документов для проведения конкурса"; "Импортировать с дискет данные конкурсных заявок, определить победителя конкурса и подготовить проект госконтракта с ним"; "Закрыть программу". И все. Пример утрированный, но теоретически возможный для периодического проведения закрытых конкурсов одним и тем же организатором с одним и тем же составом участников по одному и тому же виду простой закупаемой продукции. Даты и номера документов компьютер может проставить самостоятельно. Здесь мы имеем полную автоматизацию процедур подготовки и проведения конкурсов, минимум требований к квалификации пользователей и максимум требований к квалификации разработчиков ПО.
На другом конце шкалы "Универсальность ПО" находятся наиболее часто используемые в настоящее время покупные (или ворованные) текстовые редакторы и электронные таблицы, а также (гораздо реже) универсальные системы управления базами данных. Здесь мы имеем минимум предметной автоматизации и максимум требований к квалификации пользователя. Если пользователю универсального ПО понадобится внести в программу изменения, отражающие особенности решаемых прикладных задач, то с разработчиками такого ПО ему будет достаточно трудно договориться. Это возможно или за очень серьезную плату, или если удастся убедить разработчиков, что в таких доработках заинтересована существенная часть их потенциальных пользователей.
Подавляющее большинство реально необходимых организаторам конкурсов программ будет находиться между двумя рассмотренными крайними точками на шкале "Универсальность ПО". Конечно, всем хотелось бы быть ближе к примеру "с тремя кнопками", но это нереально, поскольку практикам, как минимум, нужна возможность настройки документов и методики подведения итогов на особенности проведения конкретного конкурса. Один из аспектов рассматриваемой нами проблемы автоматизации конкурсных процедур как раз и заключается в рациональном выборе конкретным организатором конкурса наиболее подходящей именно для него степени универсальности разрабатываемого или приобретаемого ПО.
В пользу универсального ПО выступает тот факт, что оно может применяться не только для организации и проведения конкурсных закупок. Здесь все будет определяться соотношением между диапазоном функциональных возможностей универсального ПО и кругом задач, решаемых конкретным пользователем (помимо проведения конкурсных закупок продукции для госнужд).
Где взять?
Другим аспектом рассматриваемой проблемы является выбор источника получения ПО. Его можно купить на рынке, разработать силами собственных специалистов или заказать у сторонних профессиональных программистов.
Купить?
Легче всего, конечно, купить готовое ПО на рынке. При существующем уровне цен на программное обеспечение на отечественном рынке это вполне рационально. Рынок изобилует вполне пригодными для нас универсальными программными средствами. К тому же их можно бесплатно переписать у друзей или за бесценок купить на "черном" рынке (в обоих случаях читай "украсть"). Многих организаторов конкурсов "осаждают" разработчики ПО, однако в подавляющем большинстве случаев они предлагают не купить готовое, а разработать "с нуля" новое специальное ПО для конкурсов, а разработка "с нуля" стоит недешево. При этом таким разработчикам еще надо объяснять процедурные тонкости конкурсных операций.
Собственное специальное ПО разного качества для конкурсных госзакупок уже разработано многими организаторами конкурсов. Так, еще в начале 1998 года на процедуре вскрытия конвертов с конкурсными заявками в одном из подразделений Центрального продовольственного управления МО РФ автору вместе с участниками конкурса довелось наблюдать на большом экране процесс внесения характеристик конкурсных заявок в базу данных специальной программы сопровождения торгов (см. также статью В. Зыскунова на стр.20-21 данного номера "КТ"). Однако большинство разработанных организаторами конкурсов систем не обладают главным свойством профессионального продаваемого ПО - "отчуждаемостью", т.е. они изначально не предназначались для использования без "плотного" сопровождения разработчиком. Обычно до разработки полного комплекта документации, встроенной системы подсказок и помощи пользователю, а также до организации серьезного обучения руки здесь никогда не доходят, поскольку продукт делался "для себя".
Автору известны лишь три комплекса достаточно развитых специализированных программ, используемых для автоматизации конкурсных процедур и предлагаемых сегодня разработчиками для тиражирования.
* * *
В первую очередь следует упомянуть о ПО комплекса автоматизированных рабочих мест (АРМ) для организации и проведения закупки товаров и услуг на конкурсной основе (Ó Капран Н.П., д.э.н., к.т.н.), которое предназначенно для применения в закупочных органах госзаказчиков (далее по тексту - ПО-1). Программа написана на языке Delphi, что определяет относительно высокие требования к характеристикам используемого компьютера. Именно поэтому разработчикам пришлось разбить ПО на четыре самостоятельных АРМ:
- АРМ-1 для ведения базы данных потребностей госзаказчика в товарах и услугах, подлежащих закупке, базы данных потенциальных исполнителей заказов на поставку товаров и услуг для госнужд, формирования извещения и документации для подготовки организаций и предприятий к предварительному отбору для включения в списки потенциальных исполнителей госзаказов;
- АРМ-2 для формирования извещения о проведении открытого конкурса на поставку товаров и услуг для госнужд, выбора, ранжирования и нормировки критериев сравнительной оценки конкурсных заявок, формирования конкурсной документации;
- АРМ-3 для сравнительной оценки конкурсных заявок, определения победителя конкурса, формирования протоколов конкурсной комиссии и отчета о проведении открытого конкурса;
- АРМ-П для формирования (поставщиком) заявки на прохождение предварительного отбора.
Данное ПО вызывает уважение хотя бы объемом выполненных работ. По имеющейся у автора информации, это ПО появилось на московском рынке первым, но, по всей видимости, оно опередило появление осознанной потребности госзаказчиков в программных продуктах такого класса. В настоящее время автор ПО занят решением других задач, однако готов продолжить работы по совершенствованию программы в случае появления заинтересованных заказчиков.
* * *
На выставке "Управление-99" научно-техническим центром "Гектор" (Http://www.aha.ru/~gektor) были представлены две программы интересующего нас класса: "Учет подрядных торгов" (далее - ПО-2) и "Торги: оценка предложений претендентов" (ПО-3). Программы разработаны по заказу и при участии Управления инвестиционной политики и финансирования из городских источников Комплекса перспективного развития Москвы (см. материалы В.П. Стрельбицкого и В.С. Алтунджи на стр. 17-19 данного номера "КТ").
Программа ПО-2 позволяет:
- создавать, хранить, корректировать информацию по планируемым и проведенным торгам, организациям - участникам, победителям, ценам (сметной, стартовой, предложенной и др.);
- учитывать внесенные претендентами задатки, оплату исполнителям торгов, лимиты финансирования, выполнение и оплату заключенных по результатам торгов контрактов;
- обеспечивать выборку и обработку информации в различных разрезах (датам, участникам, победителям, видам торгов, срокам строительства, видам работ и другим показателям);
- подготавливать отчетные документы по проведенным торгам, претендентам, победителям, исполнителям, экономическим показателям и др.
Обеспечивается одновременная работа с информацией нескольких пользователей в сети персональных компьютеров.
Программа ПО-3 позволяет:
- создавать, хранить, корректировать информацию по проводимым торгам, организациям - участникам, их конкурсным предложениям (офертам);
- проводить автоматизированную оценку предложений претендентов на основании задаваемой конкурсной комиссией трехуровневой иерархической системы показателей и их приоритетов;
- готовить отчетные формы по результатам торгов, формы для конкурсной комиссии, претендентов и другие документы.
Обеспечивается автоматизированный расчет экономических характеристик оферт (дисконтирование, график оплаты и др.). Применяемая система показателей может гибко подстраиваться под условия конкретного объекта торгов.
Программы ПО-2 и ПО-3 характеризуются простотой и доступностью для пользователей с минимальной квалификацией (достаточно ознакомиться с содержанием встроенной системы помощи демонстрационных версий). Программы выполнены на вполне профессиональном уровне, хотя разработчикам еще есть поле деятельности по совершенствованию программ, особенно в части повышения интуитивной понятности интерфейса для начинающих пользователей. В пользу программ свидетельствует и то, что в списке коммерческих предложений НТЦ "Гектор" имеется достаточно длинный перечень других разработанных ими программ по автоматизации управленческой деятельности с учетом строительной специфики (типа СКЛАД, БУХГАЛТЕРИЯ, КАДРЫ, СМЕТЫ и т.п.), а также то, что при НТЦ действует филиал кафедры "САПР в строительстве" МГСУ (бывший МИСИ), на базе которого проходит обучение пользователей.
Здесь же нельзя не отметить, что в программе ПО-3 реализованы самые простые из методов многокритериальной оценки конкурсных заявок, применение которых в сложных конкурсах (например, при закупке сложной продукции и НИОКР, прежде всего в интересах национальной безопасности и обороны [1]) может привести к серьезным нежелательным последствиям [2]. Но ничто не мешает применять программу при закупках простой продукции, что и соответствует интересам подавляющего большинства госзаказчиков. Тем более что цена каждой из программ ПО-2 и ПО-3 на конец 1999 г. составляет 300$ (для государственных и учебных заведений дается 50%-ная скидка), что, по мнению автора, представляется вполне справедливым и приемлемым для многих госзаказчиков.
* * *
На той же выставке "Управление-99" Государственным унитарным предприятием "Научно-производственное объединение "АВРОРА"" из Санкт-Петербурга (E-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
) был представлен целый комплекс программ под общим названием "Автоматизированная система управления (АСУ) региональным заказом". Она разработана на базе внедренной совместно с Комитетом экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга АСУ городским заказом Санкт-Петербурга. Фактически здесь разработано не только и не столько сложное и профессиональное ПО, сколько именно система управления закупками продукции для региональных \ городских нужд на базе комплекса единообразных информационно-аналитических технологий, связывающих воедино все элементы системы регионального заказа. Здесь важно отметить, что помимо структурно сложного и, естественно, дорогого ПО для организаторов конкурсов в составе комплекса программ есть дешевое ПО для ознакомления производителей с потребностями заказчиков, а также для автоматизированной подготовки конкурсных заявок (см. также материалы НПО "Аврора" на стр. 13-16, а также материалы на стр. 22-24 данного номера "КТ").
АСУ региональным заказом представляет собой два самостоятельных комплекса компьютерных программ:
- Комплекс программ создания и сопровождения баз данных (БД) товаров/услуг регионального заказа (ПО-4, на 5 лазерных дисках, 5000$+налоги + пусконаладочные работы) предназначен для:
- Формирования в электронном виде заявок для БД регионального заказа потребителей/бюджетополучателей (БД потребителей - первый лазерный диск для бюджетополучателей - учебные, лечебные предприятия/организации и т.п.). Потребители формируют БД необходимых им товаров и услуг и передают её своему заказчику (административному органу региона, имеющему в подчинении потребителей).
- Формирования в электронном виде заявок для БД регионального заказа заказчиков (БД заказчиков - 2-й лазерный диск для заказчиков регионального заказа - административные органы региона, , имеющие в подчинении потребителей). На основе БД потребителей заказчики формируют БД необходимых им товаров и услуг и передают её административному органу региона, ответственному за формирование регионального заказа.
- Формирования в электронном виде БД единого регионального заказа (БД держателя единого заказа - 3-й лазерный диск для административного органа, ответственного за формирование регионального заказа). На основе БД заказчиков административный орган региона, ответственный за формирование регионального заказа, формирует БД единого регионального заказа.
- Анализа БД предлагаемых товаров и услуг для формирования регионального заказа (БД изготовителей товаров и услуг - 4-й лазерный диск для заказчиков регионального заказа). По предложениям (офертам) от изготовителей товаров и услуг формируется БД изготовителей. В ходе размещения регионального заказа, заказчики обращаются в БД изготовителей и, в случае наличия в БД предложения (оферты) по закупаемой продукции, направляют изготовителю данной продукции приглашение к участию в процедуре по выбору поставщика.
- Формирования и сопровождения в электронном виде БД предложений (оферт) товаров и услуг для формирования регионального заказа (БД оферт - 5-й лазерный диск для изготовителей товаров и услуг). С помощью этого диска, изготовители товаров и услуг составляют электронную форму своих предложений (оферт), которые включаются в состав БД изготовителей товаров/услуг и направляются всем заказчикам для рассмотрения при размещении регионального заказа. Поставщики, желающие ознакомиться с массивом заявок заказчиков городского заказа Санкт-Петербурга, должны приобрести в НПО "Аврора" компакт-диск со специальным информационно-аналитическим ПО (цена в ноябре '99 - 500 руб. без учета НДС). Поставщики, желающие предложить свою продукцию для формирования городского заказа, должны приобрести компакт-диск с ПО для формирования заявки в электронном виде (цена в ноябре '99 - 1500 руб. без учета НДС).
- Комплекс программ ведения учета контрактов на поставку товаров и услуг для нужд региона в Реестре государственных контрактов региона (ПО-5, на 3 лазерных дисках, 4600$+налоги + пусконаладочные работы) предназначен для:
- Ведения в электронном виде единого учета контрактов на поставку товаров и услуг для нужд регионального заказа в БД Реестра государственных контрактов региона (БД держателя реестра - 6-й лазерный диск для административного органа, ответственного за ведение реестра).
- Обеспечения учета заключаемых контрактов в ходе исполнения регионального бюджета в БД ведомственных реестров (БД держателей ведомственных реестров - 7-й лазерный диск для заказчиков регионального заказа).
- Обеспечения учета осуществляемых в ходе исполнения регионального бюджета закупок по публичным договорам в БД ведомственных реестров закупок (БД реестра закупок бюджетополучателей - 8-й лазерный диск для потребителей регионального заказа).
Заинтересовавшимся данной АСУ организаторам конкурсов следует иметь в виду, что в ней подразумевается проведение конкурсов по консолидированным заказам всех региональных потребителей одной и той же продукции, а также нетрадиционное толкование прав и обязанностей победителей конкурса. В системе подразумевается, что "Лучший поставщик - статус победителя конкурса, не предполагающий заключения договора с заказчиком ввиду невозможности точного определения объема требующейся продукции, либо при невозможности точно определить объем финансирования по данному виду продукции, однако дающий право на заключение договоров на поставку данной продукции с любым заказчиком из числа тех, в интересах которых проводился конкурс, без проведения дополнительных конкурсных процедур, на условиях приобретения данного статуса. То есть ... предполагается организация дифференцированной структуры, основанной на ряде исполнительных договоров или договоров поставки, заключаемых с уже определенными по результатам конкурса граничными условиями, включающими цены, способ оплаты, гарантии, сроки и способ поставок и т.д., между структурными подразделениями и поставщиком, конкретизируя и детализируя их". При использовании таких подходов организаторам конкурсов следует очень внимательно относиться к юридической проработанности формулировок всей связанной с конкурсом документации (прежде всего - при описании предмета закупки).
Автор выражает благодарность Н.П. Капрану, руководству НТЦ "Гектор" и ГУП НПО "Аврора" за предоставленные материалы.
Заказать или сделать самому?
Если по каким-либо причинам имеющиеся на рынке универсальные или специализированные программы не удовлетворяют организатора конкурсов, перед ним встает дилемма: заказать нужное ПО "на стороне" или разработать его собственными силами?
Здесь, как и в большинстве организационно-управленческих задач, "кадры решают все", т.е. выбор организатора конкурсов должен определяться не столько доступными денежными ресурсами, сколько квалификацией кадров, которые могут быть привлечены как для разработки, так и для эксплуатации ПО. На начальном этапе автоматизации самые "быстрые" и достаточно качественные практические результаты могут быть получены организатором конкурсов в случае, когда его собственные специалисты по закупкам обладают навыками применения профессиональных возможностей пакетов типа Microsoft Office (а еще лучше - навыками программирования, хотя бы на уровне языков типа Visual Basic для программирования макроопределений). Но такое встречается достаточно редко, поскольку бытовавшая до августа 1998 г. на рынке труда формула "знание иностранного языка + Microsoft Office = 1000$" в значительной степени "вымыла" таких специалистов (далее - "программирующих пользователей") из госструктур. Теперь зачастую одни специалисты умеют проводить торги, другие умеют программировать, а третьи знакомы с тонкостями информационно-аналитических технологий. Для объединения их усилий нужен еще один очень редкий специалист - "постановщик задач". Если организатор конкурсов имеет в своем распоряжении таких специалистов, то ему лучше "завязывать" с торгами и переключаться на профессиональную разработку специализированного ПО для торгов (шутка). В реальной же жизни программирующие организаторы конкурсов встречаются довольно редко. В основном это энтузиасты, преимущественно работающие в силовых ведомствах. Такие специалисты способны самостоятельно определить для себя перечень автоматизируемых функций и очередность их автоматизации, поскольку прекрасно представляют ожидаемый эффект от автоматизации и требуемые для его получения затраты ресурсов.
Но поручение решения задачи собственным "программирующим пользователям" для организаторов конкурсов представляет и определенные опасности, поскольку создаваемые ими программы обычно не обладают свойством "отчуждаемости" и редко обладают лицензионной чистотой. В случае увольнения разработчика продукт "зависает". Чем более мощным оказалось разработанное ПО, тем выше для организатора конкурсов вероятность оказаться "у разбитого корыта".
Конечно, можно пытаться удержать квалифицированные кадры достойными условиями работы. Но для госструктур такой подход на длительную перспективу представляется нерациональным. Страна не будет все время "лежать на боку", и определенный перелив самых квалифицированных кадров в экономически эффективные сектора экономики, как тенденция, неизбежен.
Другим путем для организаторов конкурсов является официальное оформление технических заданий своим программирующим пользователям на разработку полноценного отчуждаемого программного продукта. Но в большинстве случаев при разработке сложного ПО с таким официальным заданием в итоге за гораздо меньшие деньги и сроки, с гораздо более высоким качеством справится внешняя фирма, специализирующаяся на разработке отчуждаемого ПО. Однако проблема заключается в том, чтобы грамотно сформулировать для профессиональных программистов, незнакомых с данной предметной областью, техническое задание на выполнение работ. Так вот. Никто с этим не справится лучше, чем программирующий (причем не важно на каком языке) специалист по конкурсным закупкам продукции для госнужд, т.е. тот самый "программирующий пользователь". Важно только не ошибиться с выбором фирмы - разработчика ПО. Очевидно, что более предпочтительными являются фирмы, имеющие опыт создания программных продуктов для конкурсных закупок продукции для госнужд. Такие фирмы уже имеют требуемое отчуждаемое ПО и при необходимости без особых затрат ресурсов смогут обеспечить потребности заказчика в реализации определенных функций, отражающих специфику решаемых им задач.
Степень автоматизации
Наверное, главным аспектом рассматриваемой проблемы является выбор требуемой степени автоматизации конкурсных процедур конкретным организатором конкурсов. Естественным является желание получить ПО, позволяющее готовить и проводить конкурсы быстро и с минимальными издержками. Но потребности должны соответствовать возможностям. Поэтому организатор конкурса при решении указанной проблемы должен исходить из соображений эффективности [3]. При этом должен рассматриваться не прямой эффект автоматизации в виде высвобождаемого труда (автоматизация в сфере организационного управления зачастую приводит, наоборот, к увеличению суммарных затрат трудовых ресурсов), и даже не полный "народнохозяйственный" эффект. Эффективность должна оцениваться приемлемостью для организатора конкурсов соотношения всех видов ожидаемых результатов (выгод) и затрат всех видов ресурсов. Здесь важно подчеркнуть, что "соотношение" здесь нельзя трактовать, как результат простого деления оценок результатов на оценки затрат.
Практика автоматизации процессов в области организационного управления показывает, что, как правило, прикладное ПО целесообразно внедрять, по крайней мере, в одном из следующих случаев:
- когда необходимо обрабатывать большие объемы информации (далее - Основание 1);
- когда решаемая задача требует большого объема рутинных вычислительных или логических операций (Основание 2);
- когда решаемая задача относится к классу повторяющихся задач в изменяющихся условиях (Основание 3);
- когда приобретаемое ПО содержит данные и/или знания (в том числе концепции, методы, технологии), в которых у пользователя имеется осознанная потребность (Основание 4);
- когда заложенные в ПО методы позволяют получать новое качество результатов (например, наглядность, надежность, достоверность) (Основание 5).
Рассмотрим с указанных позиций основные функции организаторов в процессе подготовки и проведения конкурсов. Условно разделим эти функции на макрофункции (связанные с подготовкой плана закупок, т.е. приоритетного перечня намеченных к проведению конкурсов, а также с контролем исполнения заключенных контрактов) и микрофункции (связанные с проведением конкретного конкурса).
Автоматизация макрофункций организатора конкурсов
Среди макрофункций организаторов конкурсных закупок продукции для госнужд в качестве основных можно выделить следующие функции:
- 1. сбор и формализация информации о потребностях подведомственных организатору получателей (потребителей) в закупаемой продукции;
- 2. сбор и формализация информации о необходимой продукции и ее производителях (поставщиках);
- 3. консолидация заказа, т.е. объединение объемов одной и той же закупаемой продукции, необходимой различным подведомственным получателям с целью экономии бюджетных средств (за счет получения больших оптовых ценовых скидок);
- 4. установление очередности и сроков проведения конкурсов по различным видам закупаемой продукции;
- 5. сбор и формализация информации о заключенных контрактах и о ходе их исполнения.
Требуемая организатору степень автоматизации этих функций должна определяться наличием вышеприведенных Оснований 1-3 (реже - 5 и 4). При небольшом числе получателей и небольшом объеме номенклатуры закупаемой продукции организатор вполне может обойтись универсальными возможностями текстовых редакторов и электронных таблиц, а при наличии квалифицированных пользователей - и систем управления базами данных (СУБД), входящих в офисные пакеты. По мере роста объемов обрабатываемой информации станет эффективной разработка собственного нехитрого специального ПО для ведения реестров получателей (потребителей), реестров производителей (поставщиков) и их продукции, а также реестров заключенных госконтрактов. А далее уже придется решать вопрос о целесообразности приобретения, а возможно, и заказа работ по дальнейшему совершенствованию относительно простого ПО-1 - ПО-3 или мощного ПО-4 и ПО-5 (в первую очередь - для региональных или отраслевых органов управления госзакупками).
Попутно отметим, что некоторые организаторы не допускают на свои конкурсы поставщиков, не внесенных в свой ведомственный реестр производителей (поставщиков). Однако факт отсутствия поставщика в реестре не может служить единственным основанием запрета на участие в конкурсе (даже если формирование реестра проходило в результате специальной предварительной квалификационной процедуры, но (!) не связанной с данным конкретным конкурсом). Результаты таких конкурсов могут быть оспорены в судебном порядке с последующим расторжением заключенных госконтрактов. Поэтому автор рекомендует использовать реестры поставщиков только как внутренние информационно-аналитические программные средства организаторов конкурсов.
Для автоматизации четвертой из указанных функции целесообразно использовать то же ПО, что и для подведения итогов конкурсов (см. ниже), поскольку в обоих случаях применяются одни и те же методы многокритериальной ранжировки анализируемых объектов. Просто в первом случае объектами анализа является закупаемая продукция, а во втором - конкурсные заявки. Но это возможно только при достаточной степени универсальности аналитической части ПО.
Для осуществления взаимосвязанных закупок (например, при регулярных закупках, связанных с заменой вырабатывающего свой ресурс оборудования) окажутся весьма полезными универсальные программы управления проектами (например, для сетевого планирования). И, наконец, для полноты картины нельзя не упомянуть о ПО поиска и обмена информацией (браузеры, почтовые программы, программы терминальной связи, HTML-редакторы). Безусловно, такое ПО должно быть только универсальным и чаще всего здесь можно ограничиться встроенными средствами операционных систем и офисных пактов программ.
Автоматизация микрофункций организатора конкурсов: документооборот
Среди микрофункций организаторов конкурсных закупок продукции для госнужд прежде всего выделим довольно трудоемкую функцию подготовки всего комплекса конкурсных документов (документация предварительного отбора и конкурсная документация, внутренние приказы и распоряжения, извещения и уведомления, различные протоколы и журналы регистрации, проект госконтракта). Сейчас большинство организаторов конкурсов обходится простейшими возможностями универсального офисного ПО и здесь справедливы вышеприведенные утверждения для макрофункций, связанных с документооборотом.
Однако для проведения работ по дальнейшей автоматизации рассматриваемых функций, помимо вышеприведенных Оснований существует, по крайней мере, еще одно. Если планирование закупок является внутренним делом организатора конкурсов, то каждый конкретный конкурс с правовой точки зрения является серией односторонних и многосторонних гражданско-правовых сделок. Любые серьезные нарушения установленных законодательством процедур и форм документов могут привести к судебному опротестованию результатов конкурса. Такая ситуация неприемлема прежде всего для сложных конкурсов [1]. И в первую очередь это относится к таким структурно сложным документам, как отборочная и конкурсная документация, а также к таким юридически важным документам, как извещения, протокол проведения конкурса и госконтракт. Отметим, что определенные средства автоматизированной генерации предквалификационной и конкурсной документации (на базе "Методических рекомендаций...", утвержденных приказом Минэкономики №117) имеются в ПО-1. В ПО-2 и ПО-3 реализован достаточно эффективный подход, когда итоговые формы для включения в протокол проведения конкурса выводятся не на экран компьютера, а непосредственно в текстовой редактор. Однако мощный специализированный текстовой процессор, позволяющий организатору конкурсов накапливать свои и чужие знания (в том числе учитывать свои и чужие ошибки), а затем синтезировать юридически безупречные конкурсные документы, еще ждет своего разработчика. При разработке такого ПО, наверное, не обойтись без информационно-аналитических технологий логического вывода в базах знаний (экспертных систем).
Автоматизация микрофункций организатора конкурсов: определение победителей
Наиболее важной микрофункцией организатора конкурса является оценка конкурсных заявок и определение победителя. Эта функция не всегда самая трудоемкая, но всегда - одна из самых "опасных" с точки зрения возможного опротестования результатов конкурса по процедурным мотивам.
Помимо вышеприведенных Оснований для автоматизации данной функции, иногда в публикациях можно встретить еще одно. Некоторые организаторы конкурсов полагают, что использование ЭВМ для оценки конкурсных заявок и определения победителя сделает процедуру объективной, т.е. независимой от воли конкретных людей. Ошибочность такого подхода автор уже показывал на конкретных примерах в [2]. Компьютер является не более, чем программируемым калькулятором, а программу всегда составляют (или выбирают на рынке и вводят параметры задачи) конкретные люди. И то, что программа была составлена до объявления конкурса (так называемая "априорная" схема подведения итогов конкурса), не освобождает организатора от ответственности за результаты оценки заявок и определения победителя (т.е. за результаты выбора заявки, содержащей "лучшие условия" - см. п.4 ст.447 ГК РФ), поскольку по действующему законодательству эта обязанность возложена на конкурсную комиссию, а не на компьютер. Тем более что профессионалам не составит труда доказать, что априорная схема определения победителя не гарантирует выявления конкурсной заявки с "лучшими условиями", особенно в сложных конкурсах [1].
Попутно обратим внимание организаторов на то, что термин "лучшие условия" из ГК конкретизирован в п.1 ст. 21 ФЗ-97, как "лучшие условия поставок". Только в современных международных и отечественных обычаях делового оборота (см. ст.5 ГК РФ) термин "условия поставок" используется в другом смысле. Например, "Современный экономический словарь" (Москва, изд-во "Инфра-М", 1998) его трактует, как "условия, определяющие способы транспортирования, формы передачи и оплаты поставленных товаров, способы страхования, сроки поставок, ответственность за сохранность товаров". Кому словарь - не указ, может посмотреть п.20 "Международных правил толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС-90" или п.26 "Методических рекомендаций..." утв. Приказом Минэкономики №117. При буквальной трактовке закона получается, что если при подведении итогов конкурса организатор примет во внимание, например, характеристики закупаемой продукции, цену или квалификацию участника, результаты конкурса могут быть признаны несоответствующими требованиям п.21 ФЗ-97. Однако оставим это на совести наших уважаемых "законотворцев".
По аналогичным мотивам следует предостеречь неискушенных организаторов конкурсов от покупки или заказа разработки для подведения итогов конкурсов так называемых экспертных систем. Такие системы успешно применяются только в ситуациях, когда нужны знания специалистов, более квалифицированных, чем пользователи (например, в медицинской диагностике или при разработке конкурсной документации). Но в задачах, связанных с оценкой приемлемости затрат, этими знаниями в конкретной ситуации может обладать только хозяин или распорядитель ресурсов (здесь - организатор конкурса). А если в систему придется вводить интуитивную функцию приемлемости затрат организатора, то это будет уже не экспертная система, а система обработки экспертной информации. Названия похожи, а используемые информационно-аналитические технологии разные.
В простых конкурсах традиционно и с успехом используются простейшие балльные методы экспертной оценки конкурсных заявок. Поэтому для большинства организаторов не составит труда автоматизировать применение таких методов самостоятельно (при помощи универсального офисного ПО), либо закупить программы типа ПО-1 или ПО-3. Но для сложных конкурсов, особенно в сфере закупки инновационной продукции в интересах национальной безопасности и обороны, таких средств будет недостаточно [2]. Организаторам потребуются собственные или привлекаемые специалисты по информационно-аналитическим технологиям экспертной оценки сложной продукции, которых найти (а точнее - удостовериться в их квалификации) достаточно сложно.
На рынке имеются определенные программные средства разной степени сложности и универсальности, реализующие методы многокритериальной экспертной оценки и выбора лучшей из нескольких альтернатив (поскольку такие методы необходимы практически во всех областях человеческой деятельности). Чаще всего такое ПО называется системами экспертной оценки или системами поддержки принятия решений, хотя под последним броским названием часто рекламируется ПО анализа и визуализации данных, которое ориентировано не на процедурную, а на информационную поддержку принятия решений, и поэтому важно не ошибиться с выбором закупаемого ПО. Автор и сам грешен участием в создании универсальной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений "Оценка и Выбор" (Ó Д. Абдрахимов, к.т.н., А. Иоффин, к.т.н.), с краткой информацией о которой можно ознакомиться ниже на стр. 12 данного номера "КТ" или в Интернет по адресу Http://www.deol.ru/users/DecisionSupporter. Отметим, что ПО такого класса имеет множество функциональных возможностей, позволяющих решать широкий спектр задач многокритериальной оценки и выбора. Но безошибочно пользоваться такими возможностями смогут лишь квалифицированные системные аналитики (несмотря на наличие подробной документации и встроенной системы помощи). Обычным пользователям придется пройти обучение, причем не столько порядку работы с ПО, сколько областям допустимого применения различных элементов информационно-аналитических технологий поддержки принятия решений. Заинтересованные в этом организаторы конкурсов могут воспользоваться услугами Специализированного центра - конкурсные торги (
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
), проводящего такое обучение на базе оборудования Учебного центра информационных технологий МЭИ (ТУ).
В заключение укажем, что организаторы конкурсов могут познакомиться с текущей ситуацией на отечественном рынке ПО в ежегодных справочниках, издаваемых Центром "Метод" (
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
). Более подробно познакомиться с возможностями лучших из отечественных программ можно по иллюстрированному каталогу "Софтель" издательства "Хамтек паблишер" (
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
).
ССЫЛКИ:
1. Д. Абдрахимов. Сложные конкурсные закупки продукции для госнужд: проблемы и особенности проведения. - Бюллетень "Конкурсные торги", ноябрь 1999. - С 12-15.
2. Д. Абдрахимов. Прогулки среди "граблей". - Бюллетень "Конкурсные торги", июнь 1999. - С. 31-35.
3. Д. Абдрахимов. Эффективность системы конкурсных закупок. - Бюллетень "Конкурсные торги", март 1999. - С. 32-37.
Дамир Абдрахимов, к.т.н.
ведущий научный сотрудник ГосНИИ "Аэронавигация",
преподаватель Института госзакупок ГУ-ВШЭ
и Специализированного центра - конкурсные торги МЭИ (ТУ)
E-mail: ...;
Http://www.deol.ru/users/DecisionSupporter
Создать закладку (0) | Просмотров: 2725
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. |