powered_by.png, 1 kB

Содержание раздела "От первого лица ..."

Open All | Close All


Главная arrow От первого лица arrow 2001.09 Об организации экспертизы заявок
2001.09 Об организации экспертизы заявок
Автор Дамир Абдрахимов, к.т.н.   
12.02.2008 г.
Оглавление
2001.09 Об организации экспертизы заявок
От автора
1. Общие положения
2. Элементы организационной структуры
3. Этапы проведения экспертизы конкурсных заявок
4. Проведение технической экспертизы

3. Этапы проведения экспертизы конкурсных заявок

1. На отборочной стадии экспертизы конкурсных заявок (цель - отклонение заявок[1], не соответствующих требованиям законодательства или требованиям, указанным в конкурсной документации) можно выделить следующие этапы:

  • оценка соответствия состава и оформления каждой конкурсной заявки требованиям конкурсной документации - особое внимание - правомочиям лиц, подписавших конкурсную заявку, совершать сделки от имени участника конкурса (ответственный - руководитель группы юридической экспертизы); при этом должно быть проверено выполнение явных требований, которые в конкурсной документации указаны, как «обязательные»;
  • оценка правоспособности участников конкурса и их правомочий участвовать в данном конкурсе и заключить государственный контракт - оцениваются уставные и регистрационные документы, лицензии, доверенности изготовителей продукции, дилерские соглашения, соглашения о совместной деятельности и иные представленные поставщиком юридические документы (ответственный - руководитель группы юридической экспертизы);
  • оценка соответствия квалификации участников конкурса требованиям конкурсной документации (ответственный - руководитель группы экономической экспертизы)[2]; в качестве традиционных критериев здесь можно привести:
  • общий опыт работы - рассматриваются сроки создания предприятия поставщика и объемы выполненных контрактов за последние годы;
  • специальный опыт работы - рассматриваются объемы выполненных аналогичных контрактов за последние годы, особо выделяются контракты с российскими партнерами, среди которых особо выделяются контракты с бюджетными организациями (лучше - федеральными госзаказчиками), среди которых особо выделяются предыдущие контракты с данным конкретным госзаказчиком;
  • наличие у участника конкурса партнеров (возможных или заявленных субконтракторов) из числа российских фирм, способных квалифицированно провести монтажные, пуско-наладочные и другие работы на территории Заказчика;
  • финансовые возможности - оцениваются балансы, отчеты о прибылях и убытках, банковские справки, аудиторские заключения;
  • кадровые возможности - рассматривается информация о персонале поставщика[3];
  • репутация - рассматривается информация о судебных исках против участника конкурса, среди которых особо выделяются судебные решения, вынесенные против участника конкурса - привлекаются члены группы юридической экспертизы;
  • оценка соответствия предлагаемой к поставке по каждому лоту продукции требованиям конкурсной документации - рассматривается существо технических предложений и отклоняются заведомо неприемлемые концепции реализации технических требований, не соответствующие целевому назначению закупок по данному лоту - не вдаваясь в рассмотрение конкретных технических параметров (ответственный - руководитель группы технической экспертизы); при этом должно быть проверено выполнение явных требований, которые в конкурсной документации указаны, как «обязательные»

 

В своем заключении по результатам отборочной стадии экспертизы конкурсных заявок каждый эксперт любой группы, отмечающий несоответствие какой-либо заявки по какому-либо лоту требованиям условий проведения конкурса, должен явным образом указать, считает ли он каждый из выявленных недостатков, либо всех недостатков в совокупности, достаточным основанием для отклонения данной конкурсной заявки.

2. На оценочной стадии экспертизы конкурсных заявок (цель - экспертная оценка и ранжирование поступивших заявок отдельно по каждому лоту) можно выделить следующие этапы:

  • отборочный этап (оценочной стадии) - здесь каждая группа Экспертной комиссии должна еще раз проверить и особо отметить в своем заключении, что ни одна неотклоненная заявка не содержит неприемлемых для Заказчика технических, экономических или юридических условий (прежде всего условий, не оговоренных в конкурсной документации). Расчитывать на отклонение таких условий на предконтрактных переговорах с победителем конкурса по данному лоту нельзя. Победитель конкурса вправе настаивать на включение в госконтракт любых условий, оговоренных в его конкурсной заявке;
  • оценочный этап (оценочной стадии) - количественная экспертная оценка - об этом подробнее будет ниже по тексту.

3. Особо важную роль на отборочном этапе играет техническая экспертиза. Далее мнения технических экспертов будут обрабатываться балльно-весовыми методами, которые обладают компенсаторным эффектом, когда неприемлемые оценки по одним критериям компенсируются (и тем самым маскируются) высокими оценками по другим критериям. Это может привести к обязанности покупать у победителя конкурса, выбранного «по формуле», продукцию с неприемлемыми характеристиками. Чтобы избежать этого необходимо не допускать до балльно-весовых процедур (т.е. отклонять по данному лоту) конкурсные заявки, имеющие неприемлемое значение хотя бы по одному (!!!) критерию оценки (т.е. по любой из позиций спецификации закупаемой по лоту продукции). Кстати, из этого следует, что непринципиальные для заказчика критерии ни в коем случае не должны заявляться, как отборочные.

4. На оценочном этапе группа юридической экспертизы должна оценить степень предпочтительности предлагаемых поставщиками юридических контрактных условий по каждому лоту отдельно. Критерии оценки целесообразно поручить им продумать заранее, хотя, полагаю, до их ознакомления с заявками сформировать полный перечень критериев не удастся. Для работы с юристами целесообразно использовать прямую экспертную оценку. Сначала получают и обрабатывают их абсолютные оценки предпочтительности заявок (типа анкетирования и «мягкого рейтингового голосования»[4]). В случае затруднений в экспертной оценке могут быть использованы относительные оценки, получаемые от экспертов методом парных сравнений.

5. На оценочном этапе группа экономической  экспертизы должна оценить степень предпочтительности предлагаемых поставщиками экономических контрактных условий по каждому лоту отдельно. С ними можно работать в том же режиме, как и с юристами, однако, если у заказчика есть опытные экономисты, более целесообразно провести экономические расчеты по традиционным экономическим критериям оценки, отражающим «совокупную стоимость владения» закупаемой продукцией, вплоть до затрат на утилизацию.

К примеру, при формировании обобщенных экспертных оценок экономических выгод и издержек, а также при учете факторов риска и неопределенности можно руководствоваться «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)» утвержденными Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №ВК 477 от 21.06.99.[5]

Следует учитывать то, что получение от участников всех исходных данных (например, эксплуатационных расходов) да еще по всем позициям спецификаций по каждому лоту, во многих конкурсах маловероятно. Тогда такой подход придется использовать по отдельным лотам или по отдельным наиболее важным позициям спецификаций.

На практике основная задача экономической экспертизы на оценочном этапе сводится к приведению предлагаемых участниками конкурса цен к единому базису - одинаковым валютам, одинаковому составу итоговой цены (стоимость оборудования, монтажа, обучения, гарантий, сроков и условий поставки, транспортной страховки и т.д.) обеспечивающим возможность сопоставления заявок по ценам на финальном этапе работы Конкурсной комиссии. Достаточно существенным может оказаться вопрос предлагаемых сроков поставки. Если они у разных поставщиков будут велики и при этом существенно различаться, необходимо будет проводить дисконтирование цен (учет фактора времени - с учетом возможных дополнительных платежей за оттяжку использования кредита в соответствии с предполагаемыми условиями кредитного соглашения) или расходов на хранение досрочно прибывшей продукции.

6. На оценочном этапе группа технической экспертизы должна оценить степень предпочтительности предлагаемых поставщиками технических контрактных условий по каждому лоту отдельно.

По каждому лоту Председатель Экспертной комиссии назначает ответственного исполнителя экспертизы, который организует работу экспертов, назначенных им для оценки заявок по каждому из технических критериев данного лота. Оценки по каждому из критериев должны давать эксперты, компетентные в соответствующей предметной области. Все назначения экспертов согласуются с Председателем Экспертной комиссии.


Последнее обновление ( 07.04.2008 г. )
 
« Пред.
© 2019 Сайт Дамира Абдрахимова, к.т.н.
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2007 Joom.Ru - Русский дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.015296 секунд